post Прогулочный поход на Нургуш

Август 5th, 2013

Filed under: Нургуш — Света @ 23:55

На конец отпуска нами была запланировала четырехдневная прогулка по Нургушу:

1. День первый. Заезд.
  2. День второй. Основная вершина Большого Нургуша с видом на озеро Зюраткуль.
  3. День третий. Более дикие места Большого Нургуша с видом на Нургуш.
  4. День четвертый. Выезд.

Как ни странно, в этот раз все пошло по плану.

Большой Нургуш

Заезд получился весьма легким.

Единственное не очень приятное происшествие — это шлагбаум. По каким-то непонятным с точки зрения закона соображениями национальный парк «Зюраткуль» взимает за посещение леса 80 р. с человека в сутки. Чтобы вдвоем сходить на пять дней — это 800 р. просто за то, чтобы зайти в лес. В этот раз нам, однако, «повезло». Тётка на кпп забылась и продала нам лишь по одному билету. А когда опомнилась, было уже поздно…

Ну, не будем о грустном.
Итак, подъем до нашей стоянки под горой занял всего часа 4. Шли мы неспешно. По дороге фотографировали цветочки, бабочек и кое-где даже ягодки пожевали.

Большой НургушБольшой Нургуш

Поднявшись к подножию горы, обнаружили, что наша стоянка занята. Но по другую сторону ручья нашлась еще парочка менее обжитых и менее удобных стоянок, на одной мы и остановились. Стоянка примечательна тем, что на ней в количестве живут муравьи, активно строя несколько муравейников. В кустах рядом с палаткой жили птички.

Ручей в этом году, когда мы пришли, опять был еле заметен. Говорят, виной тому засушливое прошлое лето, когда горели леса, дождей не было, и подземные воды опустились. Однако прошедшие в наше присутствие грозы дело поправили: ручей зажурчал с прежней силой.

Устроились хорошо, познакомились с соседями. А одна из местных птичек пришла ночевать к нам на стоянку…

Большой НургушБольшой Нургуш

Во второй день поднялись с целью погулять на Большой Нургуш.
Первое, что мы увидели, — это говностоянку. Ну, значит, натурально люди наверху костровище обустроили и пакет с мусором оставили. Про бутылки и жестянки вообще молчу. Пришлось это говнище аннулировать…

Второе, что мы увидел на склонах горы, — это черника! Ура. Правда, есть ее нельзя. Собирать — тем более. Заповедник!..

Большой Нургуш

Ну, разве что чуть-чуть пообглодать…

Ну а дальше — шикарные виды, как всегда. В этом году Нургуш подарил нам потрясающее небо, гоняя туда-сюда грозовые тучи.

Большой НургушБольшой НургушБольшой НургушБольшой Нургуш

В одну такую грозу мы даже попали на вершине. Успели дойти до ёлочки и спрятаться под ней. Пережидать грозу было весело: настоящее приключение! Гроза была настоящая: молнии, гром и град. Ливень. Дядя Гад соорудил тент над ёлочкой из одного плаща, а вторым плащом мы накрылись сами.

Спасибо ёлочкам!

И просто виды.

Немного нас.

Большой НургушБольшой НургушБольшой НургушБольшой Нургуш

Горная флора.

Большой Нургуш

Когда спускались, тоже попали в грозу. Но она нас зацепила краем, мы всего лишь промокли.
Слепой дождик в горах — это прекрасно! Природа становится насыщенной, сверкающей… и появилась радуга.

Вернувшись на стоянку, помучились с костром. Грозы все-таки шли серьезные: как следует промочили нам и дровишки, и костровище… Но когда костер затрещал, стало хорошо. На удивление, даже не очень холодно.

Большой Нургуш

Ночью грохотали грозы. Между нами и грозой — одна палатка. Гром был слышен прекрасно. А ощущение было такое, как будто небо разламывается на части…

Благодаря грозам, третий день пришлось поспать подольше. К обеду начало распогаживаться, и мы, досушив мокрые вещи, засобирались в путь.

В третий день похода прогулка оказалась не такой легкой и даже немного страшной. Гуляли без троп, по дикой части Нургуша. (Хотя еле заметная тропиночка в гору все-таки была, но мы узнали об этом лишь на обратном пути.)

В гору лезли по довольно крутому, нехоженному, местами шаткому и неудобному курумнику. Были моменты, когда хотелось просто повернуть назад… Но первый, самый сложный, подъем мы преодолели, дальше гуляли просто лесом. По мху, по бурелому, по чернике и по папоротнику. Вокруг — ни души… еще и дни будние…

Поскольку на прогулку мы вышли поздно (около 3 часов дня), то полезли на ближайшую вершину. Вершина, в отличие от основной, оказалась более опасной… Камни на ней лежат не очень устойчиво, даже самые большие. Местами еще и обваливаются, крошатся…

Большой Нургуш

На вершине встретили бабочку.

Облака, как мороженое!

Ну, так или иначе, окрестности мы обозрели, и спустились на горную долину попить чайку… а чайку-то мы и забыли! Пришлось пользоваться дарами природы.

Большой Нургуш

К вечеру погода стала совсем хороша. Небо очистилось, мягко светило вечернее солнце.

Мы неспешно начали путь вниз. Спустились с вершины в долину, потом — в лес на склоне горы и случайным образом обнаружили еле заметную тропинку. Тропа никак не отмечена. Просто видно, что в ровном поле зарослей травы (а трава — по пояс, а еще ниже по горе — совсем скрывает) есть брешь. По ней и пошли.

Спустились быстро, и даже до темноты вышли на дорогу.

Последний день, день выезда, встретил нас полчищами людей, которые приехали посетить Нургуш. Это была суббота.

Большой Нургуш

Впечатление, конечно, эти люди в большинстве своем оставляют весьма печальное… они прутся в заповедное место, как в обычный ПКиО, а по дороге жалеют о том, что сюда маршрутка не ходит («Дорога же хорошая…»). Эти люди в основном не настроены на туризм. Как следствие, ведут себя в горах по-хамски. Зачастую даже не понимают, что с горы мусор вывозить некому, даже если его упаковать в пакетик и оставить возле дороги…

Нас эта толпа задевала мало, т.к. мы уже спускались… в общем, на выходных в горах лучше не показываться или заходить в них с диких, нехоженных сторон.

Напоследок, уже на выходе, заглянули в гости к Кипящему ключу и пофотографировались у речки.